Топ статьи
- Бесплатный Зоопарк им. Фельдмана возле Пятихаток...
- Велосипеды ХВЗ. Каталог....
- Сделай Сам - ВелоКрылья (10 минут, 10 грн. 10 грамм)...
- Дешёвые амо-вилки ...
- Размышление о зимнем катании, выборе резины для этого и ошиповке в домашних условиях....
- Старинные карты харьковских окрестностей...
- Как купить на Dealextreme, Kaidomain, Chainreactioncycles и т.д.? Регистрация на PayPal....
Как \"подлечить\" \"поеденную\" кассету.
Многие велосипедисты сталкиваются с такой степенью износа звёзд кассеты,что цепь под нагрузкой начинает проскакивать на зубьях.После этого остаётся только выкинуть цепь с кассетой и поставить новые.А если это нАчало происходить в конце осени/начале зимы,а вы хотели докатать эти компоненты по морозно-соле-песко-слякотной погоде и в начале весны к началу нового сезона поставить новую цепь и кассету?Менять трансмиссию,чтобы «убить» её зимой?А если бюджет не позволяет?
Теперь,после того,как я провёл один экспериментик и успешно откатал около 300 км,могу поделиться с вами одним «лекарством»,позволяющим продлить жизнь съеденным зубьям.
Для тех,кто не совсем в теме,немного теории.
После пробега N-ного количества километров износ цепи достигает такого критического значения ,когда цепь начинает усиленно стачивать левую(нагруженную натяжением ) сторону зубьев,если смотреть на велосипед со стороны цепи.
[URL=http://www.radikal.ru][IMG]http://s53.radikal.ru/i141/1112/f4/a2e030f74fcb.jpg[/IMG][/URL]
Из-за того,что форма зуба становится пологой по отношению к направлению вектора приложения силы от цепи к кассете,при небольшом увеличении усилия натяжения цепь скользит радиально по поверхности зацепления в сторону вершины зубьев и происходит т.н. «проскок».
[URL=http://www.radikal.ru][IMG]http://s40.radikal.ru/i088/1112/3d/6a94e8563dd0.jpg[/IMG][/URL]
И вот мы подошли к главному.А что,если изношенным зубьям придать первоначальную форму?
У меня была поедена звезда 13 Т.Ещё не критично,но порядком достал хруст проскоков и выстёгивающаяся при этом нога.Кассета 770-я,езжу в три цепи.На тот момент пробег составлял около 7 Ккм(про уход за цепью вспоминать не буду,регулярный).
Так вот…Разобрал я кассету,взял полукруглый надфиль и обточил профиль зубьев до вот такого состояния:
[URL=http://www.radikal.ru][IMG]http://s41.radikal.ru/i092/1112/98/73d5ad3667f1.jpg[/IMG][/URL]
Чтобы было более наглядно,привожу схему тех зон,которые я сточил:
[URL=http://www.radikal.ru][IMG]http://s44.radikal.ru/i106/1112/c4/74c70dd494f6.jpg[/IMG][/URL]
На самом деле,стачивать нужно десятые доли миллиметра,а возле самой вершины зуба (не доходя 2…3 мм) вообще не трогать.Вся операция «обточки» заняла у меня 10 мин,плюс снять/поставить кассету – «полчаса на чудеса»))).
При пробном выезде поначалу боялся сильно нагружать,а потом стартовал «на ногах» - никаких проскоков!Так что эту зиму буду «доезжать» подлеченную кассету.
Собссно,всё.Думаю,кому –нибудь пригодится)
Перепост:
Статья понравилась: D_Key, SVV, StAlin, Yuriy Nalyvaiko, Rost, bot_black, RostiTorth, Dual SIS,
Статья не понравилась: konstruktor,
Комментарии
LEX
Полезно, но об этом еще давно andr писал
07.12.2011 00:33veloshizoid
Блин,не думал,что я - боянист Ну,если несколько человек независимо друг от друга пришли к одному результату,значит он верный!
07.12.2011 00:39SkyFuZ
а если взять разобрать касету и попереворачивать звёзды не слизаной стороной к контакту с цепью?? должнож тоже сработать??
07.12.2011 01:00Flyer
LEX
07.12.2011 01:05LEX
Музыкантом можешь ты не быть,а вот товарищам помочь в беде обязан!Спасибо за подсказку!
veloshizoid
поменяется расстояние между звёздами и с одной стороны не пройдёт цепь (ИМХО,надо посмотреть). 07.12.2011 01:07
SkyFuZ
ну на санрайсовских касетах должно прокатиь, т.к. сама звезда плоская и гладкая, а между ними просто плоские проставачные кольца..
07.12.2011 01:10Buba
Чтобы перевернуть звезду придется пилить шлиц. Неудобно. Кроме того, нерабочая поверхность зуба весьма пологая
07.12.2011 01:14Lupus_Nocturnus
Но профиль зубьев с разных сторон - разный. Сзади более "крутой".Это видно даже на приведенных выше картинках.
Опередили...
PS: От начинающихся проскоков, как ни странно, помогает смазка цепи... Т.е. нормальная, густая смазка.
Одно время проскакивала 14-я звезда трещетки. Пытался "прикатать" - бестолку. Как только смазал цепь - проскоки прекратились. После чего, катал до тех пор, пока на одной из звезд не слизало шлицы (сам в шоке был)...
Это смотря какие шлицы. 07.12.2011 01:20
SkyFuZ
зачем их пилить?? поверхность одинаковая.. (но это я наблюдал токо на касетах фирмы Сар райс)
07.12.2011 01:26LEX
Не одинаковая. А как же зацепы для облегчения переключения?
07.12.2011 15:56SkyFuZ
LEX точняк, эт я неучол
07.12.2011 20:40ну сёрано когда моей касете наступит кирдык, я ради интереса попробую
veloshizoid
И потом тебя и меня зафукают веломагазины,у которых "просели" продажи 08.12.2011 03:01
anatoly-alex
Так подтачивать кассету, вернее, тогда не кассету, а трещетку, меня научили еще 46 лет тому назад - и это вполне работает. Вот только смысл? Это позволит использовать сильно изношенную цепь, а та куда быстрее сожрет систему - а она куда дороже нескольких кассет.
08.12.2011 21:37А вот для продления жизни старых выезженных компонентов на "крысобайках" - вполне.
andr
Если пилить старательно, у такой пиленой кассеты шаг и даже рабочий профиль зубьев станут такими же, как у новой. Конечно, рабочая грань каждого зуба подвинется вдоль окружности на 0,5-1 мм. Но ведь так случится с каждым зубом. Это значит, что шаг стал нормальным, стандартным, ровно в полдюйма. Для проверки надеваешь на восстановленную кассету новую цепь, жмешь педали, и цепь не скачет.
На обычной изношенной кассете новая цепь легко проскакивает, поднимаясь к вершинам зубьев. Ведь рабочие грани стали пологими. А шаг по вершинам зубьев больше, чем шаг новой цепи. Вот она и скачет, потому что зацепляется за рабочие грани зубьев только 2-3 роликами одновременно. Остальные ролики (речь о новой цепи на изношенной непиленой кассете) попадают на вершины зубьев, а иногда даже на их обратные грани. 08.12.2011 21:49
veloshizoid
Недавно поменял цепь - всё нормально,проскоков нет.
20.12.2011 03:13Proudy80
подождите, но, получается, что вы подточили на глаз? Т.е, возможно, не совсем равномерно?
20.12.2011 09:55Скажется ли это на качестве езды?
Taras
Я когда-то переворачивал звёзды задом наперёд. Всё работает, но переключается хуже.
20.12.2011 10:31veloshizoid
Именно так.Потому что износ зубьев неравномерный,и кое-где пришлось подтачивать заметно меньше.Но всё работает 21.12.2011 01:23
alinn
я делаю это дремелем и там набор цилиндрич камушков разного диаметра...вжик-вжик-готово
21.12.2011 02:07veloshizoid
Это особенно удобно для тех звёзд,которые соединены вместе с проставочными кольцами.Надфилем туда не подлезешь. 21.12.2011 02:14
Snick
Скажется ли это на качестве езды?
На скрипке после этого играть не получится... :)
С кассетами не возился (я их просто докатываю на грязепеде), а вот системы подпиливал. Именно на глаз, периодически прокатывая новой цепью для очной ставки, так сказать. Тоже использую дремель - очень удобно. 21.12.2011 09:02
aidaho
Это особенно удобно для тех звёзд,которые соединены вместе с проставочными кольцами.Надфилем туда не подлезешь.
Там соединения чисто номинальные, скорее для удобства, чем наоборот. Шимановский штифт легко выбивается, а у SRAM и вовсе резьбовая шпилька. SunRace в руках пока не держал. 18.02.2012 14:50
Buba
У Санрейса одна шпилька. Не помню, резьба или расклепана
18.02.2012 15:53Владимир_Okean FX350
Классная тема! Надо будет сегодня попробовать, но только у меня накрылись звезды на шатунах так что это еще проще чем на касете, а если менять звезды на шатунах то это затронет всю систему (и цепь и кассету), а денег пока нет. Так что будет чем сегодня заняться. Спасибо Veloshizoid!
11.06.2012 16:18pitbrit
Мля это ужас нах,для говнобайкоф пойдет ,я лично себя с надфилем к своему Велосипеду не подпущу!
11.06.2012 19:09veloshizoid
Нема за що!
А с "болгаркой"???
Кассета с тремя цепями (уже осталось две цепи) перешла во второй "условный" сезон с пробегом около 15 тыс.Скоро назревает подтачивание ещё двух звёзд.
Прикиньте пробег одной цепи 12.06.2012 01:25
pitbrit
Я лично мненяю звёзды на кассете,слежу за цепью и тд,есть еще одна мулька - хорошего качества кассета,дешевая цепь,качественные передние звёзды.
12.06.2012 03:57IOleg
эх, а я свою уже выбросил, а ведь думал еще - пусть полежит - авось пригодится, вот бы и потренировался с надфильком - все равно уже хуже б не было. спасибо за идею 12.06.2012 08:42
LEX
Странно, у меня на говнобайке нет нужды подтачивать задние звезды. Сами стираются до острых шпилей и ездит без проскоков, а вот спереди - да, надо шаманить.
03.12.2012 17:39MRAK
А вот это стояшая тема! Сам ставлю дешевые мягкие цепи и меняю раз в 700-1000км 03.12.2012 18:53
MRAK
Я на своем старом FORD откатал 10к км и ничего не менял, потом полностью выкинул систему, поставил новую! Проехал 2000км, поменял цепь! Стала цепь проскакивать на кассете, пришлось кассету менять. Вот я думаю-а если ли смысл менять цепь через каждые 1000км или проездить 10к км и поменять все! По деньгам дешевле 2 вариант. У меня все ACERA стояло.
03.12.2012 18:58veloshizoid
У меня кассета ХТ 770-я отходила на данный момент около 20 тыс.(звёзды 13Т и 15Т пришлось подтачивать 2 раза).Из трёх цепей осталось 2.Надеюсь доездить всё это барахло этой зимой.Самое "катастрофическое" состояние у звезды 13Т,но цепь проскакивает на ней только под сильной нагрузкой,поэтому езжу на ней "в полпедали".Профиль зубьев звезды системы 37Т (алюминиевой) почти без износа,что очень удивило.
03.12.2012 21:09Вот 13-зубая звёздочка :
Ferrat
интересный опыт. полезно перенять,темболее все в "картинках".
03.12.2012 21:20автору реальное спасибо.
veloshizoid
Всегда пожалуйста!
Забыл упомянуть один момент:при педалировании на подточенной звезде первое время будет чувствоваться небольшой "зуд".Со временем всё приработается,так что не пугайтесь. 03.12.2012 21:29
Димдимыч
А давайте выясним происхождение этого "зуда"?
23.12.2012 04:38Т.е. ролик цепи....... на зуб звезды.... а потом ........ и тогда ........ и т.д. В таком смысле.
Я понял о чем речь, и должен отметить, что сталкивался с ним
а) на новой кассете Шимано какой-то 30-й группы + новой цепи КМС
б) когда к цепи HG-93, проехавшей порядка 400 км подсадил новую кассету М-61
Чем и через какой пробег это закончилось не скажу, т.к. в первом случае велосипед был отдан, а во втором - через пару поездок поставил таки совершенно новую цепь.
veloshizoid
Димдимыч,я думаю,что зуд вызван несовпадением шага звеньев цепи и зубьев звёзд кассеты.Аналогичный зуд возникает сейчас на убитой кассете (подточенной) при переключении на 11Т и 13Т,которые я зимой почти не использовал и они не были приработаны к изношенной цепи.
27.01.2013 03:52Из трёх цепей,которые я "ездил" по кругу,осталась одна (в которой около 70 % звеньев 93-й цепи,а остальное от 53-й).При разъединении цепи ролики сразу выпадают,а не держатся между звеньями из-за износа.Удивительно то,что на шатунах звезда 32Т живее всех живых
enso
тока собирался эту тему найти почитать..
27.01.2013 03:58а воно уже вверху
Димдимыч
Да, но это и так понятно...
Я имел в виду, какие мех. процессы процессы происходят с цепью во время вращения педалей, отчего она хрумкает. 27.01.2013 04:02
veloshizoid
Наверное,из-за того,что обкатывая роликом профиль зуба под нагрузкой стремится занять то положение,когда зацеп будет максимальным.
27.01.2013 04:07Димдимыч
Не совсем понял, честно говоря...
27.01.2013 04:35Мне кажется, что "щелчок" происходит в момент схода звена со звезды. Типа выходящий ролик соскакивает с последнего зуба и в этот момент цепь под действием нагрузки немного продвигается вперед до упора в зуб следующего ближайшего к сходу ролика. И так на каждом зубе.
Это пока только мое предположение...
Было дело осенью, как-то раз перед гонкой местной водокачки смазал знакомой цепь. Она стала жаловаться на "зуд". Я взял, проехался - точно, есть. Она утверждает, мол, днем ранее не было, и цепь с кассетой еще вполне рабочие. Я не верю. Идем к палатке техподдержки. Механик покрутился, и говорит, мол, причина в избытке смазки на цепи.
В общем вытерли ей цепь, и вроде как ушел зуд...
Такая вот странная история.
LEX
В общем вытерли ей цепь, и вроде как ушел зуд...
Такая вот странная история.
Замечаю такой зуд каждый раз после смазки. Особенно чувствуется на шоссейнике. Проезжаю несколько километров и всё проходит. Смазывал и сильно, и слабо, всё равно зудит 27.01.2013 12:28
Lupus_Nocturnus
Есть смысл менять несколько цепей "по кругу". Через каждые пару тыс.. (для шоссе может и значительно реже). А уж когда будут изношены все цепи и кассета - менять все.
А у меня наоборот... После смазки, даже обильной - намного мягче работает. Может какие-то особенности современных звезд? 27.01.2013 12:38
veloshizoid
Вот и закончился мой эксперимент.Некоторые звёзды перенесли подточку зубъев дважды.Цепь износилась и стала рваться каждые 50...100 км,да и проскоки задолбали.Пришлось менять,не дождавшись весны.Вот знатокам загадка : на фото две цепи висят на одной оси первых звеньев.У левой износ около единицы,у правой - хз.У какой цепи больше звеньев?
10.02.2013 01:04korvin
у левой?
10.02.2013 01:10ТанкисТ
Ну потянутся настолько цепь вряд ли может, чтоб с уверенностью сказать, что звеньев там одинаковое количество, а вот на половину звена вполне. Так что, думаю, у правой цепи на одно звено больше.
10.02.2013 01:15korvin
на самом деле если сравнивать новую цепь и смертельно ушатанную - то они вполне могут быть с одинаковым кол-вом звеньев
10.02.2013 01:19Димдимыч
Если обратить внимание на то, как провисают ролики относительно их родного месторасположения на правой цепи, то несложно догадаться.
10.02.2013 04:35LEX
veloshizoid, круто ты конечно укатал цепь. У меня другая политика. У меня 7-8 цепей для зимневела, и дело в том, что все эти цепи уже откатали своё на нормальных велах до 100 процентов и дальше ездят на зимбайке. Кассета уже прилично стерта, кстати тоже перешла с мтб на зимвел ) На зимвел покупаются только тормозные колодки да тросики изредка... Ультрабюджетное решение.
10.02.2013 12:35veloshizoid
Приз в студию Да,у этих цепей одинаковое количество звеньев.
А кассета ХТ М770 проехала около 18...20 тыс. 11.02.2013 01:08
ТанкисТ
Тогда загадка Денису.
21.09.2013 11:43Вот та самая цепь с фотки с износом ХЗ, став длинее по сравнению со своим новым состоянием на 2 звена (подозреваю) и на 1,5 звена по сравнению с износом 1,0, "отыграла" ли она те самые 2 звена в весе за счет износа? Иначе говоря: равен ли износ цепи в граммах весу 2ух звеньев, на которые она вытянулась?
ТанкисТ
Загадка конкретно для этого случая с количеством звеньев в цепи 108. Или на сколько укорачивал Денис.
21.09.2013 11:58Потому что графики зависимости вытягивания цепи от степени износа у цепей с бесконечно малым и бесконечно большим количеством звеньев будут отличаться своей крутизной.
aidaho
Конечно нет. Площадь трущихся поверхностей будет заметно меньше площади среза звена в этом месте.
Так "идеально" только грифель у карандаша стачивается. 21.09.2013 21:04
дима007
Привет 10 минут это супербыстро мой товарищ угробил несколько дней на передел главное говорит когда сделал большую часть работ все чаще начинаешь задумываться неужели я настолько беден зато результат дает внутренне задраный нос и гордость сам лично не купил 8 рик шоссе шимано за280 грн зато купил сан рейс за 120 но свою кампу 10 ку если за цепью не услежу буду наверное пилить
21.09.2013 22:21Наверное цена вопроса
Lancer777
Наверное цена вопроса
это переводчик гугл Вам выдал? 21.09.2013 22:34
veloshizoid
Лёха,это тянет уже на докторскую диссертацию .
Мне надо было взвесить ту убитую цепь и сравнить с новой.В следующий раз обязательно взвешу.
дима007,не жалейте запятых,ставьте их почаще! 21.09.2013 23:51
ТанкисТ
Верно смекнул! А потом высчитать, сколько весит одно звено и износ уже перевести из грамм в звенья
З.Ы. Мне бы с кандидатской отстреляться еще. 22.09.2013 00:55
veloshizoid
Т.е. ролик цепи....... на зуб звезды.... а потом ........ и тогда ........ и т.д. В таком смысле.
Кажется,я понял истинное происхождение этого зуда...
Когда подтачивал недавно несколько звёзд дремелем,то был немного (на 0.1...0.2 мм) нарушен шаг зубьев звезды.А шаг звеньев цепи имеет намного меньшую погрешность,поэтому несовпадения силы прижима роликов цепи к подточенным зубьям и вызывают этот зуд. 28.06.2014 01:59
veloshizoid
Продолжаем исследования клуба "очумелые ручки".Из-за поломанного петуха пришлось около 200 км проездить на синглспиде с передачей 32-16 на вышесфотканной сильноизношенной зимнецепи,чем была непоправимо убита 16-зубая звезда кассеты...Путём спила широкого шлица звезды был произведён разворот звезды на 180 градусов и ...И никаких изменений в переключении замечено не было.Единственное уточнение : были удалены надфилем наклёпы на вершинах зубьев для облегчения переключения цепи.
06.09.2014 22:22И ещё один момент :в ожидании алюминиевой передней звезды была установлена на шатуны 32-зубая стальная звезда SLX-кассеты с распиленными до ВСD 104 мм посадочными местами...Только добавил проставочные шайбы к бонкам,а то больно тонкая звезда ))Полёт нормальный
aidaho
А фото, фото где?
Ну и вообще, спасибо за идею: зимой увлёкся добиванием вусмерть очередной уже убитой цепи и следующая начала нещадно скакать на самой большой звезде трещотки. 20 минут напильника и никаких намёков на любой нагрузке. 07.09.2014 00:31
veloshizoid
Извиняюсь за долгий ответ,вот фото кассетной звезды на шатунах (мыть было некогда ):
11.10.2014 15:58Vovan_G5
И как у вас за 10-20 минут получается? видать не сильно спиленная кассета была.
11.10.2014 17:30Я на своей 770-ой минут 30 на сверлильном стационарном станке фрезами 3 или 4 звезды до ума доводил, результат отличный,только вот блин покончались убитые цепи..., после моей доработки я поставил новую HG-50 на 8 ск на 9-рик пиленый - работает отлично, но поначалу шумела немного.
aidaho
Я правил только одну, самую большую звезду дешманской трещотки, прямо на велосипеде. Поддавалась хорошо. 11.10.2014 18:56
aidaho
Учитывая гейлайтовость Aerozine titanium, это должно быть штатной комплектацией 11.10.2014 19:00
veloshizoid
Я поочерёдно зажимаю звезды в тисках и подтачиваю абразивным цилиндром диам.7..8 мм.Раньше это делал полукруглым надфилем.Обычно на 2-3 звезды уходит около 20 мин... 12.10.2014 00:25
Vovan_G5
так ты кассету разбираешь? Что потом с заклепками делать?
12.10.2014 00:44Я извращался без разборки.
veloshizoid
Нет,у меня "любимые" звёзды все съёмные.Это на "летних" кассетах(13,15,17 зубов)которые я потом докатываю зимой. 12.10.2014 01:19
Vovan_G5
так тебе и докупить их принципе можно.
12.10.2014 14:43Я спиливаю средние 3 звезды и 1 съемную.
Shyrpak
Я попробовал свою первую "уложенную" кассету (по неопытности и незнанию размера изношенной цепи) восстановить до заводских размеров. После очередной замены цепи начались проскоки на 5 и 6 задних звездах (еще с ними и 4 звезду заодно подправил-была небольшая выработка) . Разобрав кассету полностью-два часа работы и они как новые(по размерам). После установки практически с размерами угадал 6 звезду (4 и 5 еле ощутимые шероховатости), после 20 км пробега по ощущениям переключений и движения цепи по кассете с новой не отличишь(нужно было с 6 звезды больше металла снимать в ширину-недополировал). Уже после замены прошла кассета больше 200 км. Что то говорить о ресурсе реставрации конечно рано-время покажет.
22.01.2016 01:38DesignerMM
ресурс как и с нуля, никакой цементации и поверхностной закалки на звездах нет, только наклеп.
22.01.2016 02:06DesignerMM
Так я не просто спилил как в предыдущих темах написано, я сначала наварил, а потом уже пилил до заводского размера как было с "нуля"!
Так мы скоро до производства "любимых" звездочек дойдем, это же сколько надо было времени "убить", чтоб после сварки все зубчики к заводскому состоянию привести? Ужаснах. 23.01.2016 07:25
Voyutichi
чи є доступні в продажу окремо зірки для такої касети?
09.04.2018 23:40Voyutichi
Пардон, вже все знайшов..
10.04.2018 14:20Від себе додам: я преславутий "наклеп" зіркових зубців розлепав "взад"..
Тобто банально молотком розклепав ту частину зуба, де метал "поплив" від тиску ланцюга. Ніби вдалося. Навіть новий запарафінений ланц не проскакує, а касета прокотилась 15 ккм..
Elk 2
В глубоком совке еще подправляли звезды - также их переворачивали и ставили обратной стороной - техника позволяла)) 18.05.2020 12:08